|
|
На странички:
Домой
Главная
Православная
JuliPage
Мой город
Кулинар
Право
Интересно
Форум
Для пользы:
Отец Паисий
Из "Добротолюбия"
Как выбрать нательный крест
Как найти духовника
Как защититься от чародеев
Календарь
Еще советы:
Как вести себя в храме...
Как жить по христиански...
Как относиться к близким...
|
|
|
|
О посте и пище
Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом и умом.
В рассуждении пищи должно наблюдать и то, чтобы не разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело, свойственное животным, в разумном человеке не достойно похвал. Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воющие члены плоти и дать свободу действиям духа.
Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему: "Блажени алчущие, яко тии насытятся" (Мф. 5, 6).
Говоря вообще о будущем и о всеобщей слабости к концу рода человеческого, особенно же о женской немощи, батюшка не приказывал изнурять себя непосильными ныне подвигами поста по древнему обычаю. Более всего батюшка велел бояться, бегать, как от огня и храниться от главнейшего - уныния.
"Нет хуже греха, матушка, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния", - говорил батюшка Серафим, почему и приказывал всегда быть не только сытой и кушать вволю, но и на труды брать с собою хлеба.
"В кармашек-то свой и положи кусочек, - говорил он, - устанешь, умаешься, не унывай, а хлебца-то и покушай, да опять за труды!"
Даже на ночь под подушку приказывал он класть хлеба.
"Найдет на тебя уныние да раздумье, матушка, - говорил отец Серафим, - а вы хлебушка-то выньте, да и кушайте, уныние-то и пройдет, хлебушек-то и погонит его, и сон после труда вам хороший даст он, матушка!"
Мы, на земле живущие, много заблудили от пути спасительного. Прогневля-ем Господа и нехранением святых постов - ныне христиане разрешают на мясо и во святую четыредесятницу и во всякий пост, среды и пятницы не сохраняют.
А Церковь имеет правило: нехранящие святых постов и всего лета среды и пятницы много грешат.
У нас вера - Православная Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие в щит и во броню правду: сих врата адова не одолеют.
Бог и наказания-то все посылает именно за то, что люди ныне, презирая уставы Святой Церкви и святых Отцов и последуя язычникам, не только среду и пяток, но и самые посты и праздники нарушают и все нарушают.
На вопрос, можно ли есть скоромное по постам, если кому вредна постная пища и врачи приказывают есть скоромное, батюшка ответил:
"Хлеб и вода никому не вредны. Как же люди по сто лет жили? Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих. А что Церковь положила на семи Вселенских соборах, то исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит. Что врачи говорят про праведных, которые исцеляли от гниющих ран одним прикосновением и про жезл Моисея, которым Бог из камня извел воду? Какая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Господь призывает нас: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть, да мы сами не хотим".
Царство Божие не брашна и питие, но правда, мир и радость о Дусе Святе. Только не надобно ничего суетного желать, а все Божие хорошо: и девство славно, и посты нужны для побеждения врагов телесных и душевных. И брак благословлен Богом: и благослови их Бог, глаголя: "Раститеся и множитеся". Только враг смущает все.
О чтении Священного Евангелия
Ныне редки стали, к сожалению, древние отеческие богодухновенные беседы; чтение житий святых Отцев почти совершенно оставлено, да и самим Священным Евангелием занимаемся мы слишком мало, по причине холодности нашей к делу спасения, и в этом дадим ответ на Страшном Суде Христовом.
Хотя мать наша Церковь и проповедует нам ежедневно по зачалу, а иногда и по два из Священного Евангелия, но как часто не удается нам послушать этого сладкого Евангельского гласа. Одни за обрядами, другие за нарядами, приходят в храм Божий поздно, и чрез то не все пользуются сладостью учения Христа Спасителя. Некоторые же хотя и к началу приходят, но также лишаются этой спасительной манны, потому что или обуреваются житейскими попечениями и мысленными наплетами от врага, или сами не внимают и рассеиваются народным шумом, особенно же когда они стоят вдали, а служащие читают Священное Евангелие слишком тихо и невнятно.
Напротив того, какое было бы невыразимое утешение, если бы жизнь Христа Спасителя читалась нами постоянно, во всякое время, как она услаждала бы и душу и самый телесный состав наш, и на какую высокую степень чистоты и совершенства могла бы взойти душа от этого постоянного услаждения
|
|
|